Среда, 23.08.2017, 18:52
Новожилов Валерий
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » То, к чему я не равнодушен » Культурология (всяко разно)

Религия - опиум для народа (современные диалоги)
Религия - опиум для народа
Автор — mincha · Рубрика — История · 4 февраля 2009

Это знаменитое выражение принадлежит не Марксу и даже не Ленину, как думают все, а немецкому писателю Новалису. «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу», — написал Новалис в 1798 году. Большинство других «марксистских» изречений также принадлежит не марксистам: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей» — Жан-Поль Марат, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — Карл Шаппер, «Диктатура пролетариата» — Бланки, «От каждого по способностям, каждому — по потребностям» — Луи Бланк.
Карл Маркс в введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1844) писал: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». см.: http://www.krotov.info/libr_min/m/maistr/marx.html Высказывание Маркса может быть толкованно так:
1. Религия - Вздох угнетенного, - значит еще не все потерянно, значит каково бы ни было угнетение, чувства остались в груди угнетенного и религия сохранила их, не смотря на исключительно бедственное положение человека, низведенного до положения "твари".
2. Религия - Сердце мира. Сердце самая главная часть. Сосредоточение душевных свойств, душевность, духовность, человечность мира. И каким бы бессердечным ни казался мир (то есть преисполненным бездушности и жестокости) у этого мира есть духовность, душевность, человечность, сердечность - и это заключено в религии.
3. Дух предков. То что позволило нам жить на этой земле - наши предки. Дух наших предков вел их, поддерживал их в этом нелёгком пути. Наши предки отстояли наше право на жизнь в этом мире. И у них небыло возможностей рассуждать о духовности, о морали, о высоких истинах - борьба за нашу жизнь отнимала у них все силы. И религия хранила духовность в самом, на первый взгляд, бездуховном "диком" нашем предке...
4. Религия есть опиуп народа. Народ обладает религией. И если, кто пытается ее как-то использовать - то у них дурманится сознание, они не могут воспринимать действительность правильно, что делает народ хозяином положения, а агрессора ставит в невыгодное положение. Подобно как Гед из книги Урсулы Ле Гуин окутал туманом убийц Империи Каргад, и жители Тэн Алдерса одержали победу над численно и качественно превосходившим их врагом.
Опиум народа — образное определение религии, ставшее широко известным благодаря Карлу Марксу, использовавшему его в своей работе «К критике гегелевской философии права»[1]. Сравнение религии с опиумом, однако, известно ещё до Маркса. Считается, что первым его использовали маркиз де Сад в своём романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798). Подобное сравнение встречается также в произведениях других поэтов, писателей и философов (Чарльз Кингсли, Гёте, Ленин).
Маркиз де Сад

В романе де Сада «Жюльетта» главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом, критикуя его политику по отношению к подданным. Здесь, однако, метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения: Хотя Природа благоволит к вашим подданным, они живут в страшной нужде. Но не по своей лени, а по причине вашей политики, которая держит людей в зависимости и преграждает им путь к богатству; таким образом, от их болезней нет лекарств, и политическая система находится не в лучшем положении, чем гражданское правительство, ибо черпает силу в собственной слабости. Вы боитесь, Фердинанд, что люди узнают правду, ту правду, которую я говорю вам в лицо, поэтому вы изгоняете искусства и таланты из своего королевства. Вы страшитесь проницательности гения, поэтому поощряете невежество. Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед, виновником которых являетесь вы сами. Вот почему там, где вы царствуете, нет заведений, которые могли бы дать отечеству великих людей; знания не вознаграждаются, а коль скоро в мудрости нет ни чести, ни выгоды, никто не стремится к ней.
«Quoique la nature donne beaucoup à ton peuple, il jouit de peu. Mais ce n'est pas l'effet de son inaction ; cet engourdissement a sa source dans ta politique qui, pour tenir le peuple dans sa dépendance, lui ferme la porte des richesses ; d'après cela, son mal est sans remède, et l'état politique n'est pas dans une situation moins violente que le gouvernement civil, puisqu'il tire ses forces de sa faiblesse même. La crainte que tu as, Ferdinand, que l'on ne découvre ce que je te dis, te fait exiler les arts et les talents de ton royaume. Tu redoutes l'œil puissant du génie, voilà pourquoi tu favorises l'ignorance. C'est de l'opium que tu fais prendre à ton peuple, afin qu'engourdi par ce somnifère, il ne sente pas les plaies dont tu le déchires. Et voilà d'où vient que l'on ne trouve chez toi aucun des établissements qui donnent de grands hommes à la patrie : les récompenses dues au savoir y sont inconnues, et, comme il n'y a aucun honneur ni aucun profit à être savant, personne ne se soucie de le devenir.» 


Новалис

Известный немецкий поэт Новалис сравнивает религию с опиумом в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца», опубликованном в Берлине в 1798 году. «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы». Оригинальный текст (нем.)

«Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend». 


Чарлз Кингсли

В виде афоризма «Религия — опиум народа» эту фразу впервые сказал христианский социалист и англиканский священник Чарльз Кингсли (Kingsley, 1819—1875). Однако в его устах метафора «опиум» означала не способ одурманивания сознания, а успокаивающее средство[4]. «Мы используем Библию просто как справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных»[5]. Оригинальный текст (англ.) [показать]

«We have used the Bible as if it were a mere special constable's hand book, an opium dose for keeping beasts of burden patient while they were being overloaded, a mere book to keep the poor in order».



Карл Маркс был лично знаком с Кингсли, обменивался с ним мнениями, вёл полемику. Видимо, у него он заимствовал эту фразу, которую затем использовал в своих сочинениях.  Карл Маркс

Маркс использовал это выражение во введении к работе «К критике гегелевской философии права», написанной в 1843 году и опубликованной в 1844 году в «Немецко-французском ежегоднике». Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.[1]. Оригинальный текст (нем.) 

Die Religion ist der Seufzer der bedrängten Kreatur, das Gemüt einer herzlosen Welt, wie sie der Geist geistloser Zustände ist. Sie ist das Opium des Volks.


В. И. Ленин

Существует предубеждение, что Ленин, используя широко известное в то время выражение Маркса, перефразировал и исказил его. Действительно, вместо выражения «опиум народа» в СССР было распространено выражение «опиум для народа», что по смыслу превращало религию из средства, изобретённого самим народом, в средство, навязанное ему враждебными силами. Тем не менее, в статье «Социализм и религия» Ленин повторил фразу Маркса буквально: Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь[6].

В статье «Об отношении рабочей партии к религии», написанной в 1909 году, содержится прямая цитата из Маркса: Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.
Илья Ильф и Евгений Петров

Маловероятно, что работы Маркса и Ленина, несмотря на их широкую пропаганду в СССР, могли стать источником широкого распространения этого крылатого выражения. Считается, что в современном виде (т.е. в варианте «опиум для народа») эта фраза получила распространение благодаря завоевавшему всенародную любовь роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». В романе создаётся сатирический образ алчного священнослужителя отца Фёдора, который становится конкурентом главных героев в поисках спрятанного сокровища. Во время одного из конфликтов противоборствующих сторон Остап Бендер, иронизируя над саном отца Фёдора, произносит фразу «Почём опиум для народа?» В сталинском СССР, где проводилась жёсткая политика по преследованию и дискредитации церкви, это сравнение служителя культа с торговцем опиумом нашло живой отклик у населения. Удовлетворенный Остап, хлопая шнурками по ковру, медленно пошел назад. Когда его массивная фигура отдалилась достаточно далеко, отец Федор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул:
— Сам ты дурак!
— Что? — крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок. Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
— Почем опиум для народа?
Ги Дебор

Теоретик ситуационизма Ги-Эрнст Дебор в «Обществе спектакля» (1967) проводит параллели с классическим выражением Маркса, говоря об «опиумной войне»: Спектакль – это перманентная опиумная война, ведущаяся с целью добиться принятия тождества благ с товарами, а удовлетворения – с порогом выживания, возрастающим согласно собственным законам. Но если потребляемое выживание есть то, что всегда должно возрастать, так это потому, что оно постоянно содержит в себе лишение. Если нет ничего по ту сторону возрастающего по стоимости выживания, никакой точки, где бы оно могла прекратить свой рост, то это именно потому, что оно не является потусторонней по отношению к лишению, потому что оно и есть это, только ставшее еще более дорогим, лишение.

Неоднозначность термина

В разные периоды человеческой истории термин «опиум» имел различные значения и смысл. Согласно исследованиям А. Маккиннона[10], в середине XIX века опиум был важным лекарственным препаратом, который использовался как болеутоляющее и успокаивающее средство, а также в других медицинских целях, включая лечение холеры. Опиум свободно продавался в аптеках многих стран, хотя предпринимались попытки запретить или ограничить его свободную продажу. опиум был символом международных колониальных конфликтов (опиумные войны). опиум был источником серьёзных социальных проблем, в частности – «беби-допинга» (англ. baby-doping, допинг для ребёнка), поскольку использовался как успокаивающее средство для младенцев. опиум был источником фантастических видений и использовался как источник вдохновения писателями и поэтами-романтиками. морфин, производное опиума, является сильным наркотиком, который приводит к полному отрыву человека от реальности.

Новалис же утверждает что религия лишает человеческих свойств народ - низводит его до уровня наркоманов. Так что тут не так все прозрачно, как кажется на первый взгляд. 


А вам не кажется что вы увидели в этих строках то что вам хотелось найти (кстати, как это называется по научному?)? А может так:
"Религия — это вздох угнетённой твари" - никакое существо не может жить без идеи, и главным образом человек. Что и позволяет ему иметь волю и стремление к жизни, несмотря ни на что. Т.е., когда вы видите угнетенное существо, задумайтесь а что им движет.
"сердце бессердечного мира" - тоже самое: мир суров, а он преподносит все в ином свете, котора придает сил и не ввергает человека в смутицу поиска наивысшего смысла существования.
"подобно тому как она — дух бездушных порядков" - также: незримая сила, проводящяя нас через этот мир жестоких порядков.
"Религия есть опиум народа" - No Comment


В своем возражении к статье я выразил следующее:
1. явную неточность в воспроизведении фразы (ложь);
2. сомнительный приоритет Новалиса перед Марксом (уровень разработки мысли отличается значительно);
3. возможность толкования этого изречения Маркса с диаметрально возможных позиций (религия есть благо народа или религия есть зло народа. Я привел только одино из толкований - религия есть благо).

И... Я не совсем осознал суть Вашего возражения. Разъясните, пожалуйста, по подробнее. Где и в чем Вы не согласны со мною.
Вы предлагаете толкование этой фразы, как я понял так:
1. Религия есть благо (позволяет человеку жить - то есть иметь волю к жизни);
2. Религия есть благо (придает сил, позволяет иметь цель);
3. Религия есть благо (является путеводной нитью через жизнь полную жестокости)...
А вот об "опиуме" еще ничего не было здесь высказанно. И напрасно!
В этом мой комментарий явно не полон, это я осознаю. Необходимо его дополнить тем обстоятельством, что во время написания Марксом статьи «К критике гегелевской философии права» отношение к опиуму было иным, чем сейчас. На тот момент широко были известны обезбаливающие свойства опиума, его расслабляющий эффект, но о возникновении наркотической зависимости и связанной с нею разрушением личности было известно не много (или не многим).



Источник: http://rumbur.ru/history/451-religiya-opium-dlya-naroda
Категория: Культурология (всяко разно) | Добавил: Valera2 (25.03.2011)
Просмотров: 10580 | Рейтинг: 0.0/0 |
Меню сайта

Категории каталога
Продукты питания [9]
Культурология (всяко разно) [7]
Материалы, которые произвели впечатление

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

 
Copyright MyCorp © 2017